Опубликовать рецепт →

Продавцы рекламируют, власть безмолвствует, народ ест. Россиян "завалили" вредными продуктами, начав с детей

Рецепт в категории

детское питание

Всемирный день защиты прав потребителей, отмечаемый во всем цивилизованном мире 15 марта, в России можно отнести к праздникам “со слезами на глазах”. Несмотря на то, что у россиян по закону не меньше прав, чем у западных потребителей, граждане нашей страны в большинстве своем лишены права получать достоверную и качественную информацию о том, насколько качественную и не опасную для здоровья пищу они потребляют. В 2008 г акцент сделан на проблеме распространения нездорового питания для детей. Минздрав РФ предупреждает: в стране стремительными темпами растет количество детей, страдающих ожирением и сахарным диабетом

Между тем, забота о здоровье нации, похоже, является головной болью только узкого круга специалистов по защите прав потребителей. Они в одиночку пытаются бороться с массированной рекламой непригодной для детей еды и лоббистами из среды производителей соков и детских смесей, расширяющих линейку предложений по детскому ассортименту за счет товаров, не отвечающих нормам здорового питания.

Откровения председателя Правления Международной конфедерации обществ потребителей /КонфОП/ Дмитрия Янина касательно индифферентной позиции высшего политического руководства РФ в части защиты граждан от некачественных и вредных для здоровья продуктов питания диссонируют с недавними заявлениями властей в ходе предвыборной компании о том, что здоровье нации – один из главных приоритетов нового руководства страны.

Несмотря на то, что в России Всемирный день защиты прав потребителей отмечается уже в 15 раз, а в стране существует закон “О защите прав потребителей”, россияне остаются одной из самых незащищенных и малообразованных в этом вопросе наций. Традиционно граждане страны сталкиваются с “подводными камнями” в сфере ЖКХ, торговле. Но в последнее время главным “бичом” потребительского рынка страны стали некачественные и опасные для здоровья продукты питания, которые благодаря агрессивной рекламе и “лобовым” атакам маркетологов настигают нас повсеместно.

Самыми уязвимыми в этой ситуации оказались дети, которые в условиях “непросвещенности” родителей оказались жертвами пропаганды нездорового питания. О том, что проблема нездорового питания детей вышла на одно из первых мест среди проблем общественного здравоохранения страны, в среду подробно рассказал председатель правления КонфОП Д.Янин. По его словам, неправильное питание способствует росту числа серьезных заболеваний, таких как ожирение и сахарный диабет.

Д.Янин сказал, что ожирением сегодня страдают не только граждане США /что давно считается общепризнанным фактом/, но жители России. “Следует считать заблуждением тот факт, что россияне плохо питаются, потому что мы /граждане РФ/ бедные. Доходы населения неуклонно растут, а качество еды оставляет желать лучшего по сравнению с качеством продуктов питания в цивилизованных странах”, – отмечает Д.Янин. По его мнению, культура потребления здоровой пищи, прежде всего, самой уязвимой частью населения – детьми формируется из нескольких слагаемы. Это государственная политика, просвещение население и, наконец, законодательство.

Ничего из этих трех факторов в РФ практически не работает, утверждает Д.Янин. По мнению Д.Янина, в первую очередь, следует защитить детей и их родителей от маркетинга нездоровой пищи, рекламы в СМИ /на телевидении/ опасных для здоровья продуктов детского питания, содержащих избыточное количество солей, сахара и прочих вредных добавок. КонфОП готов пойти на радикальные меры по защите прав потребителей на отечественном рынке продуктов питания. Предлагается, в частности, запретить рекламу всех продуктов питания для детей до 6 месяцев, а также запретить с 6 часов утра до 9 вечера рекламные ролики всех продуктов питания с повышенным содержанием соли, сахара и жиров.

По словам Д.Янина, особенно привлекательно выглядят в рекламных роликах мультипликационные персонажи, весело жующие продукты, состав которых вреден для детского организма. В ближайшие дни “мы намерены подать в суд на одно крупное предприятие “фаст-фуда” в своем меню имеющее так называемый детский обед, – сообщил глава КонфОП. – Мы считаем это введением потребителей в заблуждение, так как продукты не являются детским питанием”.

Совершенно очевидно, что борьба КонфОП с крупнейшими игроками на потребительском рынке стране /не только российскими, но и зарубежными гигантами/ будет больше похожа на войну, так как на кону стоят большие деньги. Оборот рынка детского питания в РФ ежегодно растет на 25 проц. В 2007 г объем продаж в этой сфере составил 1 млрд 100 млн долл. Производители детского питания пытаются расширить не только продуктовый ассортимент, но и получить законодательное право увеличить возрастной диапазон для детской продукции, в частности, получить разрешение реализовывать соки для малышей в возрасте менее полугода.

Следует напомнить, что маркировка на пакетах соков о пригодности их употребления детьми позволяет производителям получать льготу по НДС – всего 10 проц.

Как утверждает Д.Янин, 19 марта Госдума собирается рассматривать во 2-ом чтении два законопроекта технических регламентов, которые позволят выпускать соки для детей с 0 месяцев. “Мы постараемся снять с рассмотрения эти документы”, – сообщил Д.Янин. При этом он признал, что КонфОП ведет борьбу за здоровую пищу практически в одиночку. “В стране отсутствует программа по профилактике правильного питания. Более того, врачи предпочитают не предупреждать об опасности употребления вредных продуктов, а лечить уже появившуюся болезнь”, – сетует Д.Янин.

В результате, продолжает он, в РФ наблюдается несбалансированное потребление ряда микронутриентов. Например, дефицит витамина С наблюдается у 60-70 проц населения, железа – у 20-40 проц, кальция – у 40-60 проц, йода – до 70 проц.

Отметим, что РФ остается практически единственной в цивилизованном мире страной, где проблема йододефицита не решена /Китай, например, уже справился с этим/. По словам Д.Янина, в Госдуме уже четыре года пылится закон, обязывающий обогащать пищевую соль йодом. Нехватка йода – прямой путь к заболеваниям щитовидный железы, продолжает дискуссию представитель Научного эндокринологического центра Екатерина Трошина. “Если мы остановим людей на улице и проведем анализ, то у каждой пятой женщины выявятся нарушения функций щитовидной железы. Кроме того, около 10 проц российских детей испытывают недостаток йода, влияющий на работу головного мозга”, – подчеркнула Е.Трошина. “В результате неправильного питания у детей появляются лишний вес и ожирение, часто заканчивающиеся сахарным диабетом”, – подводит “трагическую черту” под употреблением всяких заморских сладостей Е.Трошина.

Д.Янин, в свою очередь, говорит, что в Европе уже придумали действенный и наглядный способ борьбы с некачественной едой – на этикетках продуктов кроме традиционной информации о количестве содержащихся в нем сахара и соли изображается светофор. Если нарисован горящих зеленый свет, значит продукт не опасен для здоровья, а если красный свет – то следует считать его вредным. В России не только плохо работают “настоящие” светофоры на дорогах, но и принцип “светофорной” маркировки продуктов питания не собираются внедрять в ближайшее время.

Более того, на упаковках не содержится полной информации о характеристиках продуктов питания. “Отрасли, занимающие потребительский рынок России, чувствуют себя значительно увереннее, чем здравоохранение в вопросах, касающихся проблем нездорового питания”, – вынужден констатировать Д.Янин. Он прямо говорит о том, что у лоббистов продовольственного рынка другие рычаги воздействия на власть, нежели те, которые имеются у КонфОП. Как сказал Д.Янин, у возглавляемой им организации даже нет бюджетной горячей линии, по телефонам которой граждане могли пожаловаться на некачественные продукты питания, распространяемые на рынке.

По мнению Д.Янина, в отличие от США и ЕС, власти России не имеют политической воли для отстаивания интересов граждан страны в части качественной и здоровой пищи. Неужели для того, чтобы власть вникла в суть обозначенной проблемы, нужно ждать следующей выборной кампании?

Источник

   
Комментариев нет. Станьте первыми!
Прямой эфир! Сейчас на сайте читают: